prinkovsky писал(а):Но я удивился тому что эта антенна уверено ловила сигнал на таком же растояние как и моя АТ-72 Магнум
Этому есть объяснение. Качество приема и вообще сама возможность приема зависит не столько от уровня сигнала как такового, сколько от отношения сигнал/шум. Шум на коротких волнах это, в первую очередь, эфирные шумы естественного и искусственного происхождения. Эффективная антенна приведет ко входу приемника более высокие уровни сигнала и более высокие уровни помех. Неэффективная антенна приведет ко входу приемника меньший уровень сигналов, но и практически пропорционально меньший уровень помех. Такое снижение уровня по входу может безболезненно продолжаться до тех пор, пока не упрется в чувствительность приемника. Но чувствительность станции, условно любой, имеет некоторый (довольно большой) запас, по этому в реальной жизни разницы между разными антеннами по приему немного, и разница это возникает в основном из-за более предпочтительной диаграммы направленности длинных антенн, которые просто за счет размеров лучше слышат сигналы со стороны корреспондентов. Но на передачу картина другая: поскольку нужно обеспечить на входе приемника своего корреспондента достаточное отношение сигнал/шум, то здесь качество антенны уже влияет - более эффективная антенна направит больше энергии в сторону корреспондента, а менее эффективная больше направит в космос и/или бесполезно потеряет на нагрев элементов самой антенны. Но и здесь имеется особенность. Начиная с какого-то относительно сильного сигнала, его дальнейшее усиление практически не улучшает качество приема. То есть почти нет никакой разницы между тем, слышишь корреспондента на 59 или на 59+40, если, конечно, шумы невелики. По этому часто неочевиден проигрыш менее эффективной антенны - да, сигнал от нее упал, но все еще достаточно высок, чтобы не обратить внимание на ослабление сигнала.
То есть ухудшение антенны приводит к несильной деградации по приему и сильной деградации на передачу, но практически заметно это не сразу, а по мере ухудшения условий связи - увеличения расстояний, возникновения препятствий и т.п., когда "хуже-лучше" превращается в "слышно-не слышно".
Возвращаясь к основной теме - связи за городом. Основные пользователи пятнадцатого канала - дальнобои, не стремятся увеличивать дальность связи, т.к. для них важна информация поблизости, а не за двадцать-тридцать километров и, тем более, по проходу. По этому они не страдают от неэффективности совсем коротких антенн - они получают то, чего им, по-видимому, совершенно достаточно. С другой стороны, антенны у них размещены объективно выше, чем у легковых, а это увеличивает дальность. Аналогичную картину можно наблюдать, скажем, в Польше - на легковых массово установлены недоантенны, приличных антенн метра на два в процентном отношении немного (хотя в абсолюте, конечно, очень немало), но для связи по месту этого хватает, по этому никто не заморачивается. Почему мы агитируем за эффективные антенны? По двум причинам. Во первых, мы экстраполируем наш опыт автоканала в городе со сложным рельефом. Во вторых - на мало в процентном отношении (в отличие от вышеупомянутой Польши, например), по этому расстояния между нами в среднем больше и для связи на бóльшие расстояния нужны более эффективные антенны. Для взаимодействия с дальнобоями это неактуально, недоантенна в метр и менее может дать вполне удовлетворительный результат.